Информатика

       

Экзамены и зачеты по информатике


Изучение информатики должно заканчиваться экзаменами,

на которых проверяется знание основ информатики и умения решать задачи на персональных ЭВМ. Зачеты по информатике могут прово­диться по завершении каждого из разделов курса информатики либо в конце курса по совокупности практических заданий.

Зачеты и экзамены по информатике могут и должны проводиться с помощью и использованием персональных ЭВМ. При дистанци­онном образовании персональные компьютеры являются основным средством обучения и поэтому экзамены по информатике должны проводиться только с помощью ЭВМ.

На зачетах должны проверяться уровень изучения курса инфор­матики и выполнение компьютерных заданий. Проверка знаний и анализ выполнения заданий по информатике могут и должны проверяться на ЭВМ. В качестве средств контроля могут и должны использоваться бумажные копии результатов тестирования и выпол­нения заданий на ЭВМ.

Экзамены в вузах и колледжах, обучающих по программе бакалавриата, служат для проверки знаний студентов в соответствии с госу­дарственными стандартами высшего профессионального образования [I], утвержденными правительством Российской Федерации в 1994 г.

В соответствии с государственными стандартами образования все студенты должны освоить технику работы на персональных компью­терах, а также методы и средства накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. Практические вопросы подтвержда­ются выполнением соответствующих заданий на ЭВМ, а теорети­ческие вопросы - тестированием знаний с использованием компью­теров.

Для студентов гуманитарного и юридического профиля дополни­тельно требуются знания принципов представления знаний в ЭВМ и принципов работы систем искусственного интеллекта. Для студен­тов инженерного и экономического профиля дополнительно требу­ются знания основ программирования и решения задач обработки данных на ЭВМ.

На зачетах в соответствии с требованиями государственных стан­дартов должны быть проверены минимальные умения работы на пер­сональных ЭВМ, отвечающих минимальному уровню компьютерной грамотности и выражающихся в выполнениии следующих учебных заданий:


1) оформление на ЭВМ стихотворения

или юмористического рас­сказа, подготовленных с помощью редактора текстов;

2) оформление на ЭВМ рекламы или забавного рисунка, создан­ных с помощью графического редактора;

3) проведение поиска информации в сети Интернет по своим лич­ным и профессиональным вопросам и проблемам.



Базовый уровень знаний основ информатики и владения средст­вами ЭВМ проверяется на зачетах или экзаменах по результатам самостоятельного выполнения на ЭВМ следующих учебных заданий:

1) организация на ЭВМ базы данных о товарах, услугах или фир­мах со своими сведениями в некоторой системе управления базами данных;

2) организация на ЭВМ базы знаний о своих знакомых, друзьях или круге предметов с самостоятельно подобранными правилами вывода.

3) организация на ЭВМ калькуляций и расчетов

закупок товаров или сметы затрат с помощью электронных таблиц.

Для студентов инженерных и экономических специализаций и направлений бакалавриата дополнительно должны быть проверены знания основ алгоритмизации и программирования, а также умения решать профессиональные задачи с помощью персональных ЭВМ.

Для проверки этого уровня изучения основ алгоритмизации и программирования на зачетах и экзаменах могут быть проверены результаты выполнения следующих учебных задании:

1) организация на ЭВМ диалоговой процедуры или программы с использованием диалоговой системы программирования;

2) организация на ЭВМ обработки данных на основе самосто­ятельно составленных алгоритмов и программ;

3) самостоятельное составление алгоритмов и программ решения задач вплоть до отладки и получения результатов на ЭВМ.

Высшим уровнем изучения основ информатики является овладе­ние технологией решения профессиональных задач с помощью ЭВМ. Это уровень изучения курса информатики проверяется по результа­там выполнения следующих учебных заданий:

1) самостоятельная постановка задач и разработка соответству­ющих алгоритмов и программ их решения на ЭВМ:

2) подбор методов решения некоторого класса профессиональных задач и его реализации в виде диалоговых программ на ЭВМ;



3) обоснование правильности результатов решения задач, полу­ченных на ЭВМ с помощью самостоятельно созданных алгоритмов и программ.

Экзамены по информатике могут проходить в устной, письменной или компьютерной

форме. Устные и письменные экзамены и зачеты применяются при очной форме обучения. При дистанционном обучении и дистанционном приеме в вузы экзамены и зачеты про­водятся с помощью персональных компьютеров и средств телеком­муникаций.

При традиционной форме устного и письменного экзамена учащимся предлагаются билеты с вопросами и задачами. Ответы на вопросы экзаменующиеся излагают устно или письменно соответст­венно форме экзамена. Решения экзаменационных и зачетных за­дач, как правило, излагаются письменно. Примеры вопросов и задач по информатике приведены в предыдущих главах по всему курсу информатики в соответствии с принятыми государственными стан­дартами образования.

При компьютерной форме сдачи экзаменов изложение ответов на вопросы и выполнение заданий проводится на компьютере. Письменные ответы оформляются в виде текстовых файлов, а учеб­ные задания - в виде файлов соответствующих инструментальных программных средств - электронных таблиц, баз данных, систем программирования и т. п.

Для проверки знаний на зачетах и экзаменах могут применяться тесты. Тестирование знаний является основным средством при дистанционной форме приема зачетов и экзаменов. Тесты могут использоваться в качестве средства проверки знаний и на очных зачетах и экзаменах.

Тесты как средство проверки знаний могут предлагаться в бумаж­ной или компьютерной форме. При бумажном тестировании для заполнения тестов используются специальные бланки. Проверка результатов проводится после заполнения бланков. Ответы анализи­руются преподавателями для выведения окончательных оценок.

При компьютерном тестировании предварительная оценка отве­тов проводится сразу после ввода их в ЭВМ, а преподаватели выставляют окончательную оценку по протоколам тестирования.


Данная форма наиболее удобна для учащихся и существенно упро­щает работу преподавателям.

При безмашинной форме зачетов и экзаменов тесты должны служить главным основанием для оценки знаний учащихся. Окончательная оценка определяется исходя из результатов тестирования знаний и результатов выполнения учебных заданий на ЭВМ.

Ответы на экзаменах или зачетах должны признаваться правиль­ными, если они построены на материалах из учебников или учебных пособий, официально рекомендованных Министерством образо­вания. На экзаменах недопустимы вопросы, выходящие за рамки действующих программ и учебников, утвержденных официальными органами.

При компьютерной сдаче экзаменов и зачетов учащиеся демонст­рируют на компьютере свои работы и произведения. Выполненные работы оцениваются по результатам проверки на ЭВМ предложен­ных проектов (баз данных, калькуляций, алгоритмов, программ, гипертекстов и т. д.) путем внесения в них несложных изменений.

Проверка баз данных и баз знаний проводится на компьютере поиском информации на запросы и внесением изменений в созданные базы данных и базы знаний. Проверка калькуляций аналогична - получение результатов расчетов и изменение исходных данных в электронных таблицах.

Для решения задач, предполагающих составление алгоритмов и программ, может использоваться любой язык и способ описания, изучавшийся в школе или вузе. Описание алгоритмов может прово­диться на псевдокоде, в форме блок-схем или на алгоритмическом языке, изложенном в школьных учебниках по информатике.

Для записи программ, могут применяться любые языки програм­мирования - Бейсик, Паскаль, Си, Фортран и т.д. Однако необ­ходимо помнить, что в вузах для обучения и принятия экзаменов используются обычно персональные компьютеры IBM PC с опера­ционной системой MS DOS или Windows.

Программы проверяются на ЭВМ с помощью тестов, предлага­емых преподавателями. Представленные программы оцениваются на «отлично»,

если они дают правильные результаты на всех контроль­ных тестах.


В противном случае оценка зависит от количества и серьезности обнаруженных ошибок.

При безмашинной проверке для оценки предложенных программ используются спецификации - сценарии диалога, постановки задач и описания выбранных методов решения. Отсутствие этих специфи­каций может привести к расхождению в оценках правильности пред­ставленных алгоритмов и программ между их авторами и экзамена­торами.

Исчерпывающим обоснованием правильности алгоритмов и про­грамм служат соответствующие

доказательства.
Предоставление таких доказательств может сделать излишним проверку программ на ЭВМ и их можно принимать в качестве оснований для отличных оценок за выполненные проекты.

На экзаменах недопустимы задачи, содержание или методы решения которых выходит за рамки действующей программы курса информатики. Недопустимо также требовать на экзаменах знание вопросов, отсутствующих в действующих учебниках по информатике.

Во многих вузах экзамены по информатике проводятся и для поступающих.

В 1999 г. приказом № 640 министра образования Рос­сийской Федерации всем вузам разрешено вводить вступительные экзамены по информатике в качестве альтернативных вступительных испытаний на профильные специальности и факультеты.

Для вступительных экзаменов по информатике по заказу Гос­комвуза России в 1994 г. была создана типовая программа [З]. Она основана на учебных программах, утвержденных Министерством образования, и школьных учебниках информатики, имеющихся в средних учебных заведениях.

В 1999 г. более 40 вузов Российской Федерации принимали всту­пительные экзамены по информатике: вузы - Москвы, Петербурга, Владивостока, Владимира, Воронежа, Комсомольска-на-Амуре, Перми, Самары, Саратова, Томска, Тулы, Череповца. Полный список вузов, принимающих вступительные экзамены по информатике, можно найти в сети Интернет с помощью запроса «экзамен инфор­матика» в поисковой системе Апорт.

В средних школах выпускные экзамены

по информатике, как пра­вило, проводятся по выбору учащихся в зависимости от их дальнейших планов.Программы курса информатики с выпускными экзаменами были созданы и рекомендованы Министерством образования для средних школ в 1988, 1992 и 1998 гг. [4, 5].


Содержание раздела