Информатика. Учебное пособие



         

Что такое язык ассемблера?


Язык ассемблера — это машинно-зависимый язык низкого уровня, в котором короткие мнемонические имена соответствуют отдельным машинным командам. Используется для представления в удобочитаемой форме программ, записанных в машинном коде.

Язык ассемблера позволяет программисту пользоваться текстовыми мнемоническими (то есть легко запоминаемыми человеком) кодами, по своему усмотрению присваивать символические имена регистрам компьютера и памяти, а также задавать удобные для себя способы адресации. Кроме того, он позволяет использовать различные системы счисления (например, десятичную или шестнадцатеричную) для представления числовых констант, использовать в программе комментарии и др.

Программы, написанные на языке ассемблера, требуют значительно меньшего объема памяти и времени выполнения. Знание программистом языка ассемблера и машинного кода дает ему понимание архитектуры машины. Несмотря на то, что большинство специалистов в области программного обеспечения разрабатывают программы на языках высокого уровня, таких, как Object Pascal или C, наиболее мощное и эффективное программное обеспечение полностью или частично написано на языке ассемблера.

Языки высокого уровня были разработаны для того, чтобы освободить программиста от учета технических особенностей конкретных компьютеров, их архитектуры. В противоположность этому, язык ассемблера разработан с целью учесть конкретную специфику процессора. Сдедовательно, для того, чтобы написать программу на языке ассемблера для конкретного компьютера, важно знать его архитектуру [57].

В качестве примера приведем программу на языке ассемблера для IBM PC. Программа вычисляет значение a = b + c для целых a, b и c:

          .MODEL SMALL

            .DATA

b         DW     5

c         DW     3

a         DW     ?

          .CODE

begin   MOV   AX,@DATA

          MOV     DS,AX

          MOV     AX,B

          ADD     AX,C

          MOV     A,AX

          MOV     AH,4CH

          INT       21H

          END     begin

Директива   .MODEL   задает механизм распределения памяти под данные и команды.

Директива   .DATA   определяет начало участка программы с данными.

Директивы   DW  задают типы переменных и их значения.

Директива   .CODE   определяет начало участка программы с командами.

Команды   MOV   AX,@DATA   и   MOV     DS,AX записывают адрес сегмента данных в регистр   DS   (Data Segment).

Для вычисления a используются команды   MOV     AX, B,   ADD     AX,C   и   MOV     A,AX.

В директиве   END   задана метка первой выполняемой программы программы begin.

 

 

Перевод программы с языка ассемблера на машинный язык осуществляется специальной программой, которая называется ассемблером и является, по сути, простейшим транслятором.




Содержание  Назад  Вперед