Пример. Фраза «девочка ищет в комнате большой красный мяч, который лежит под письменным столом» может быть представлена в виде семантической сети, изображенной на рис. 2.5.2.
Рис. 2.5.2
Семантическая сеть
Заметим, что блок-схемы алгоритмов также представляют собой семантические сети. Вершины этих сетей — процедуры, а дуги означают действие «перейти к процедуре» («передать управление процедуре»).
Понятия, входящие в сеть, описываются в виде фреймов. Фрейм — это минимально возможное (так, чтобы не «потерялся» сам объект) описание сущности какого-либо явления, процесса, ситуации. Компоненты фрейма называются слотами. Изображается фрейм в виде цепочки слотов, причем исключение из фрейма любого слота делает его неполным, иногда бессмысленным.
Пример
Описание фрейма |
«Заполненный» фрейм |
(фрейм-прототип) |
(фрейм-экземпляр) |
Битва = <кто?> <с кем?> <ког- |
Битва 1 = <СССР> <Германия> |
да?> <где?> <результат> |
<декабрь 1941> <Сталинград> <победил> |
Битва2 = <Иван Царевич> |
|
<Кощей Бессмертный> <утром> |
|
<в чистом поле> <победил> |
|
Книга = <Автор(ы)> <назва- |
Книга1 = <Стругацкий А., Стругацкий Б.> |
ние> <жанр> <издательство> |
<Понедельник начинается в субботу> |
<год издания> <кол-во стр.> |
<Фантастические повести> <Москва: Дет- |
ская литература> <1987> <496> |
Описание фрейма «Заполненный» фрейм
______ (фрейм-прототип)__________________ (фрейм-экземпляр)____________
Битва = <кто?> <с кем?> <ког- Битва1 = <СССР> <Германия>
да?> <где?> <результат> <декабрь 1941> <Сталинград> <победил>
Битва2 = <Иван Царевич> <Кощей Бессмертный> <утром>