но попробовать воспроизводить компьютерными средствами
В этом случае мож но попробовать воспроизводить компьютерными средствами те правила и приемы, которыми пользуется человек при решении аналогичных задач. Эти специфические для человека правила и приемы называются эвристиками, а методы решения задач, опирающиеся на них, эвристическими методами.
Компьютеры позволяют изучать эвристическую деятельность человека с помощью моделей. Среди них важную роль занимают игры, особенно, шахматы, которые выступают «пробным камнем» моделирования мышления. В процессе шахматной игры человек анализирует множество условий и оценивает множество возможностей: на 64 клетках шахматной доски возникает огромное число комбинаций фигур. Конечно, человек перебирает не все возможные варианты, он пользуется выработанной стратегией. Аналогичные модели перебора множества возможных вариантов возникают при решении самых разнообразных задач, например, при поиске пути в лабиринте или определение стратегии размещения ценных бумаг.
На компьютере модели поведения человека в ситуации выбора из множества вариантов, реализуются с помощью эвристического программирования. Главное в эвристической программе — стратегия поиска решений. В процессе выполнения программы машина по результатам промежуточных действий как бы судит о своей деятельности, дополнительно собирает необходимую ей информацию. Эвристические программы
не рассматривают вариантов бесперспективного поиска, а ищут решение только в том направлении, где оно возможно.
Эвристическое программирование используется при создании систем искусственного интеллекта, называемых решателями задач. Обычно программы-решатели строятся для задач, связаных с преобразованием ситуаций, когда заданы исходная и желаемая ситуация, а также набор операторов или действий, которые могут строго определенным образом изменять ситуации. Чаще всего решатели используются как составная часть систем автоматизации управления сложными объектами, в частности, роботами.
Содержание Назад Вперед