всего предложения;
г) фраза разбивается на отдельные слова и словосочетания, а за
тем с помощью их перестановки получают новое предложение
(например, «Казнить нельзя, помиловать» и «Нельзя помило
вать, казнить»).
Задание 2
Современные историки и литературные критики с позиций системного подхода подходят к изучению исторических событий и литературных произведений. Проведите системно-элементный анализ следующих объектов:
а) сказка Аксакова «Аленький цветочек»;
б) басня Крылова «Квартет»;
в) роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»;
г) первая мировая война;
д) вторая мировая война;
е) становление российской государственности.
Задание 3
Проведите системно-структурный анализ следующих объектов (выделите системообразующие элементы и связи):
а) учебник информатики;
б) персональный компьютер;
в) ваша семья;
г) произведение, которое вы изучаете на уроках литературы;
д) город, в котором вы живёте.
Задание 4
Проведите системно-функциональный анализ приведенных ниже систем. Определите, зависят ли функции системы (объекта анализа) от функций ее составных элементов.
а) географический атлас;
б) текстовый редактор;
в) водитель за рулем автомобиля;
г) сеть Интернет;
д) программное обеспечение ПК.
Задание 5
Пусть система состоит из 20 элементов. Предположим, что каждый элемент связан с любым другим только одной связью. Сколько будет всего взаимосвязей?
Каждый из 20 элементов связан с 19 остальными. Тогда всего связей 20 х 19 = 380.
Разобъем систему на 4 подсистемы по пять элементов в каждой. Если рассматривать подсистему как отдельный элемент, то число связей между подсистемами 4 х 3 = 12, число связей внутри каждой подсистемы — 5x4 = 20.В этом случае исследовать необходимо всего 12 + 4 х 20 = 92 связи (вместо 380). Таким образом, исследовать систему, разбив ее на подсистемы, как правило, легче. Проведите подобные расчеты, если:
а) в системе 20 элементов и она допускает разбиение на 5 подсис
тем по 4 элемента в каждой;