между собой функции субъекта управления;
• у каждого элемента системы есть индивидуальные цель и
модель ситуации, причем информационные модели у раз
личных элементов могут не совпадать друг с другом.
• в процессе самоуправления цели элементов (как субъектов управления) могут быть скорректированы и, как правило, корректируются в процессе взаимодействия;
• управляющие воздействия отдельного элемента определяются той информационной моделью всей системы управления, которая у него сложилась.
В реальных системах, близких к самоуправляющимся, значения многих параметров подвержены более или менее значительным колебаниям и периодически возникающим сотояниям неустойчивости.
Поскольку всякая система стремится к стабильности, неустойчивое состояние самоуправляющейся системы может привести к:
• переходу к традиционной системе управления;
• разрушению системы;
• переходу к принципиально новым (для данной системы) формам управления.
Задание 1
Компьютер является очень сложной информационной системой, включающей в себя различные подсистемы. Какие информационные подсистемы компьютера можно отнести к самоуправляющимся? Ответ обоснуйте.
Задание 2
Приведите примеры самоуправляющихся систем в природе, технике, обществе.
Задание 3
Какие из следующих систем являются самоуправляющимися:
а) живой организм;
б) автопилот самолета;
в) робот;
г) компьютер;
д) человеческое общество?
Задание 4
Сформулируйте основные отличия управляемых и самоуправляющихся систем.
Задание 5
В разных ситуациях коллектив вашего класса можно рассматривать как управляемую или как самоуправляющуюся систему. Определите для этих двух случаев, в чем разница между целями, которые преследуются, и целями, которые могут быть достигнуты. Приведите примеры целей того и другого типа.