тый по нему классический фильм.
Одним из них является роман-антиутопия лауреата нобелевской премии У. Голдинга «Повелитель мух» и сня тый по нему классический фильм. В нем показано, как сотня нормальных детей, попавших без взрослых на тропический остров, решает воспроизвести политический строй «как у взрослых» — с выборами парламента, президента, то есть через создание самоуправляемой системы. В конечном итоге эта система рухнула и образовалась жесткая диктатура.
Другим, столь же ярким примером является известный фильм Ф. Феллини «Репетиция оркестра». Восстав против дирижера, оркестранты создали общий хаос, который привел к разрушению и гибели. Только вернувшись к музыке и вспомнив про дирижера, они спасли себя.
Самоуправление — это способ управления объектом, когда нет автономной от него управляющей системы.
Цель самоуправляющейся системы формируется внутри нее, а не задается извне.
Управление может осуществляться без управляющей системы — субъекта управления, независимого от управляемого объекта, в следующих случаях:
• один из элементов объекта управления оказывает управ
ляющее воздействие на другие элементы, то есть берет на
себя функции субъекта управления;
' •
в процессе самоуправления цели отдельных элементов (как субъектов управления) корректируются в процессе взаимодействия с другими элементами.
В последнем случае уровень целей, стоящих перед объектом в целом, понижается.
Механизм самоуправления, согласно Н. Винеру, может быть объяснен на основе понятия обмена информацией, циркулирующей в системе, между элементами системы.
В основе механизма самоуправления лежат информационные модели, на основе которых живое существо или созданный человеком механизм (как элемент системы) осуществляет взаимодействие с системой в целом и в ее рамках
с внешней средой.
Модель самоуправления основывается на следующих предположениях:
• элементы объекта управления оказывают управляющие
воздействия на другие элементы, то есть распределяют
Содержание Назад Вперед