Сложные технические системы могут быть
Сложные технические системы могут быть самонастраивающимися, самоорганизующимися, самообучающимися, но для всех них характерно наличие более или менее автономной управляющей системы — субъекта управления.
Является ли субъект необходимым компонентом управления? Существуют различные точки зрения.
Пример. Гениальный русский писатель Лев Толстой, описывая «стиль управления» Кутузова во время Бородинской битвы, исходил из того, что все события разворачивались в определенной мере сами собой и роль главнокомандующего сводилось к тому, чтобы не мешать общему течению событий. Напротив, Наполеон все время активно влиял на события и, в конечном счете, проиграл войну.
Пример. Бактерия попадает в среду, содержащую ядовитый для нее пенициллин. В ответ она начинает выделять особое вещество — фермент пеницелиазу, который его разрушает. Как только бактерия разрушит весь пенициллин, синтез фермента прекратится.
Пример. Человек начинает бег. Пульс у него немедленно учащается, в результате снабжение мышц кислородом увеличивается и они получают больше энергии для своей работы.
Пример. Особое значение в биологии имеют особый вид реакции — гомеостаз, поддерживающий постоянство внутренней среды организма, например, температуру. Скорость различных физиологических процессов в растительном мире зависит от температуры: обычно скорость удваивается при каждом повышении температуры на 10 СС. При температуре замерзания воды процессы жизнедеятельности замирают, а с повышением температуры идут быстрее. Когда достигается некоторая критическая точка, скорость снова падает, так как начинается распад некоторых веществ, а при дальнейшем повышении температуры организм погибает. Большинство растений и животных относятся к числу холоднокровных и температура их тела близка к температуре окружающей среды. По мере снижения температуры активность их падает. Птицы и млекопитающие способны поддерживать температуру тела на постоянном уровне (35-38 °С) независимо от температуры окружаю-
Содержание Назад Вперед
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий