Путешественник на воздушном шаре постоянно
Путешественник на воздушном шаре постоянно отслеживает высоту, направление и скорость полета и регулирует их с помощью подручных средств.
Автоматическим называется такое управление, которое осуществляется без непосредственного участия человека. Когда говорят об автоматическом управлении, то обычно имеют в виду управление техническими системами — станками, приборами, механизмами.
В системах автоматического управления (САУ) все операции, связанные с процессами управления (получение информации о поведении и состоянии управляемого объекта, обработка этой информации, формирование управляющих команд, выполнение этих команд соответствующими органами управления), осуществляются автоматически, без непосредственного участия человека, но в соответствии с заложенными в САУ программами. САУ объединяет управляемый объект и автоматическое управляющее устройство.
Пример. САУ самолета состоит из собственно самолета и автопилота, общая схема которого приведена на рис. 3.2.1. В качестве датчиков (чувствительных элементов) используются гироскопы для определения углов поворота относительно осей, высотомеры и приборы для измерения скорости набора высоты или снижения. Сигналы с выходов датчиков часто бывают очень слабые, поэтому они поступают сначала на усилительные устройства и только затем к исполнительному блоку (рулевым машинам), который приводит в действие рули самолета или его элероны.
Рис. 3.2.1.
Общая схема работы автопилота
Пример. Примером системы автоматического управления является зенитное орудие, управляемое радаром (рис. 3.2.2). Принципы его действия всесторонне изучались во время Второй мировой войны, и результаты этих исследований сыграли важную роль в выработке теоретических положений кибернетики.
Рис. 3.2.2
Схема
автоматического управления зенитным орудием
Отметим, что любая система регулирования имеет блок, который именуется блоком выработки сигнала и который вполне можно рассматривать как блок принятия решения. В автопилоте, например, это гироскоп, по сигналу которого вырабатывается команда поворота рулей или элеронов, компенсирующая отклонения.
Содержание Назад Вперед