моделью будущего функционирования объекта, то
• информацией о способе устранения отклонений фактического состояния модели от идеального;
• моделью будущего функционирования объекта, то есть моделью его реакции в ответ на управляющее воздействие, рассчитаной так, чтобы цель достигалась оптимальным образом.
Пример. Рассмотрим процесс разработки какого-либо программного средства как систему управления коллективом разработчиков. Цель управления — создать систему, которая бы решала весь спектр задач, для которых она разрабатывается, обеспечивала удобную работу пользователя, использовала по возможности минимальные ресурсы компьютера. Чтобы эта цель была достигнута, необходимо сначала построить (и в процессе работы постоянно уточнять) модель деятельности пользователя при работе с этим средством, модель того, какой пользовательский интерфейс будет наиболее адекватен тем задачам, которые будет решать пользователь (техническое задание на проект), модель деятельности самого коллектива разработчиков, например, в виде сетевого графика работ, модель возможного поведения конкурентов и пр.
Основные принципы управления справедливы для всех систем управления. Они широко используются и при организации процесса обучения.
Пример. В 60-х годах в образовании появилась идея так называемого «программированного обучения», которое должно осуществляться в соответствие с общей схемой управления. Суть его в следующем.
Ученику предъявляется некоторая порция учебной информации, которую он должен осмыслить. После этого ему предлагается проверочный тест и новая порция информации и так далее. Учебный материал, разбитый на такие порции, называется «линейной программой». Более сложно устроены «разветвленные программы» обучения. Если ученик неправильно выполняет тест, ему предлагается подсказка (т. е. активно используется обратная связь) и порция дополнительной учебной информации. Только после успешного выполнения теста он может вернуться к основному изложению.
Содержание Назад Вперед