Информация, став с древнейших времен предметом человеческого труда, вызывала в обществе соответствующее развитие информационных процессов, связанных с ее получением, регистрацией, хранением, передачей, обработкой и т.д. Неуклонно увеличиваясь в своем объеме, информация стала проникать практически во все сферы человеческой жизни. Как следствие такого развития (порой лавинообразного) информационных процессов в обществе стали проявляться так называемые информационные кризисы, при которых
Таким образом, информационные кризисы порождают весьма парадоксальную ситуацию, при которой, с одной стороны, в мире накоплен громадный информационный потенциал, а с другой - люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу своих ограниченных возможностей. Информационные кризисы ставили общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Для этого разрабатывались различные средства, методы и технологии, облегчающие участие человека в информационных процессах.
В предыдущей главе уже говорилось о том, что такие разработки нередко носили поистине революционный характер и с ними, по праву, связывали так называемые информационные революции. До начала XX века эти революции, в основном, были связаны с совершенствованием средств регистрации и передачи информации. Напомним, что к их числу были отнесены изобретения письменности (первая революция), книгопечатание (вторая революция, середина XVI в.), а также открытие электричества и связанные с этим изобретения телеграфа, телефона, радио (третья революция, конец XIX в.).
Особенно кризисным в информационном отношении стал XX в.